Ранее развитие детей:
Что это такое? Методики развития

19 апреля 309 Просмотров 0

Погружаясь в тему раннего развития малышей нужно прежде всего напомнить про способность ребенка обучаться, начиная с рождения. Действительно, существуют определенные пиковые периоды развития центральной нервной системы, об этом очень много написано, и большинство из Вас знают, что максимально быстрые темпы роста нервная система малыша демонстрирует с рождения до 3-х лет.

Поэтому большинство развивающих методик делают значимый акцент на обучении именно в первые три года жизни. Формирование головного мозга не менее активно продолжается и после трех лет, и огромное количество компетенций малыш приобретает именно в дошкольном возрасте.
На сегодняшний день существует много базовых, назову их так, методик развития детей, которые используются в отдельных семьях, детских садах, развивающих центрах, частных и государственных школах, на индивидуальных занятиях и т.д.

К наиболее известным и популярным относятся методики наших соотечественников — семьи Никитиных, Николая Зайцева, а также многочисленные зарубежные системы обучения, например, всемирно известная методика Марии Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, Масару Ибуки и многочисленные миксовые методики, типа «Школы семи гномов», которые сочетают в себе отдельные элементы разных направлений, в том числе, раннего развития ребенка с рождения1.

Раннее развитие ребенка до года

Условно разделим первый год жизни на определенные периоды, которые будут привязаны прежде всего к его моторному и нервно-психическому развитию. Ранним развитием можно заняться сразу после рождения малыша, в течение первых 4 недель жизни делаем акцент на эмоции и чувства малыша. Головной мозг получает информацию от органов чувств, развиваясь и дифференцируясь.

Все эти несложные активности с 0 до 3 месяцев и лягут в основу вашей методики раннего развития ребенка с рождения.

С 3 до 6 месяцев двигательная активность ребенка значительно увеличивается, поэтому поощряйте ползание вначале по-пластунски, а затем на четвереньках, в данном случае поощрять, означает заинтересовать/привлечь внимание ребенка какой-то интересной целью, это по сути и есть побуждение к ползанию. Не ограничивайте двигательную активность малыша пределами кроватки/манежа, предоставляйте ему максимальное и безопасное (!) пространство для движений. Игра по типу «возьми и отдай» с различными вариациями предметов.

Раннее развитие малышей до года на этом этапе подразумевает изучение размеров, здесь можно использовать все, начиная, с пирамидки (в этом возрасте задача не собрать пирамиду, а изучить кольца разных размеров), и заканчивая предметами обихода, например, когда ложки складываются в кастрюлю (пример разных форм и размеров), стром пирамиду из мягких кубиков. Показываем и листаем детские книги с плотными картонными страницами, сопровождая это импровизированными словесными комментариями. Нужно понимать, что в этом возрасте перед Вами не стоит задача читать, а перед ребенком сидеть и слушать, но это подготовительный этап, без которого не обойтись. Если вы планируете читать ребенку книги в возрасте от 1 до 2 лет и хотите, чтобы он активно слушал, без таких подготовительных этапов просто не обойтись. Активности из предыдущего этапа всегда переносим на следующий, расширяя и адаптируя их к возрасту малыша.

Раннее развитие ребенка в 2 года

На втором году жизни Ваш малыш уже демонстрирует многообразыне навыки, он ходит, возможно произносит первые простые слова, радует вас своей улыбкой и раннее развитие ребенка от 1 года будет фокусироваться на расширении приобретенных компетенций. Вы можете осваивать счет и логику, используя обычные игрушки или предметы обихода, можете начинать изучение букв, используя карточки или кубики Н. Зайцева, т.е. более детально и глубже прорабатывать полученные навыки. В этот период можно увеличивать время общения с книгами, используя конечно же книги с яркими и понятными иллюстрациями2 3.

Очень важно, обсуждая раннее развитие детей упомянуть об эмоциональном настрое родителя. Естественно, заниматься с ребенком можно и нужно, если у Вас хорошее настроение, достаточный резерв времени, сил и т.д. Дети — тонкие психологи, они обладают прекрасной способностью чувствовать наше настроение. И если мы спешим, раздосадованы, или просто устали, то и эмоциональный контакт с ребенком должен быть именно в рамках нашего окна возможностей. Не нужно начинать игру или какое-то дело через силу, это не будет иметь позитивного результата.

Еще один важный аспект — это темперамент и характер ребенка. Например, даже в одной семье, мы часто видим, то что прекрасно подходит одному малышу, совершенно не нравится другому, в этом и заключается принцип нашего индивидуального подхода, найти ту активность, которая заинтересует малыша, увлечет его и принесет радость ему и Вам. Как это сделать? Прежде всего активно наблюдать за крохой, активно слушать впоследствии, видеть, что интересует малыша больше: рисование ладошками, лепка или же игры в «догонялки» и «прятки». Кстати, нужно сказать, что активное наблюдение за малышом один из успешных шагов будущей профориентации

Автор статьи

Елена Дунаева

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *